Артикуляционная гимнастика
Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось с вами поговорить о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего её нужно выполнять. Каждому из вас хотелось бы чтобы ваш ребёнок к 5 годам овладел правильным произношением. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, залог успешного обучения ребёнка в школе. Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же такое гимнастика для органов речи, органов артикуляции – артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, подъязычной связки.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- Улучшить подвижность артикуляционных органов;
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- Научить удерживать определённую артикуляционную позу;
- Увеличить амплитуду движений;
- Уменьшить спастичность ( напряженность) артикуляционных органов;
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.
- Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков, поможет научиться говорить правильно, четко и красиво.
Выполнение артикуляционных упражнений
«Заборчик»- улыбнуться так, чтобы были видны оба ряда зубов.
«Трубочка»- сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение.
«Лопатка»- широкий плоский язык положить на нижнюю губу. Губы
улыбаются. Удерживать без движений.
«Часики»- губы улыбаются, кончик узкого языка попеременно дотрагивается до уголков рта.
«Маляр»- открыть широко рот, улыбнуться, широким языком поглаживать нёбо вперёд-назад.
«Вкусное варенье»- слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делать движения из стороны в сторону.
«Лошадка»- улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко
и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, «прыгал» только язык.
«Окошко»- голову держать прямо, открывать рот как можно шире,
удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот.
«Индюк»- улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл
Методические рекомендации к проведению упражнений
- Артикуляционную гимнастику проводить ежедневно по 5 – 7 минут.
- Артикуляционную гимнастику выполнять сидя перед зеркалом.
- Ребёнок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребёнка.
- Каждое упражнение повторять 5-7 раз.
- Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.
- Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
Занимайтесь с ребёнком ежедневно,
не высказывайте недовольство,
если что – то не получается,
отмечайте его успехи,
хвалите за достижения
и тогда результаты обязательно вас порадуют