Четверг, 19.10.2017, 22:57

 

 

                                   

 

Развиваем мелкую моторику

В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.

Развивать мелкую моторику

помогут следующие упражнения и игры:

  • Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох);
  • Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором;
  • Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей;
  • Наматывание толстых ниток в клубок;
  • Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины;
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков;
  • Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок;
  • Вышивание;
  • Лепка из пластилина, глины, теста;
  • Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами;
  • Упражнения с ручным резиновым эспандером;
  • Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях;
  • Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем );
  • Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции;
  • Изготовление поделок из природного материала;
  • Различные пальчиковые игры:

 «Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

            «Бусинки – горошинки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

 «Ловкий Антошка»

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

      Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

 

·         Игры с пальчиками без стихотворного сопровождения:

«Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.

·         «Конструирование из пальчиков»:

Лодочка – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;

Зайчик - локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;

 

Регулярные игры и упражнения для пальчиков

*стимулируют развитие речевой функции,

*будят детское воображение, фантазию, смекалку,

             *готовят руку ребёнка к предстоящему в школе овладению письмом.

Занимайтесь с ребёнком ежедневно,

не высказывайте недовольство,

если  у него что – то не получается,

отмечайте успехи,

хвалите за достижения

и тогда результаты обязательно вас порадуют.

7 советов логопеда родителя

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. .

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. 

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. 

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды. 

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака,  С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

 
Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
 

Консультация для родителей 

Гиперактивный ребёнок. Что делать?

Рекомендации родителям

по проведению логопедических занятий дома.