Пятница, 22.11.2019, 05:48

 

 

                                

Развиваем мелкую моторику

В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.

Развивать мелкую моторику

помогут следующие упражнения и игры:

  • Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох);
  • Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
  • Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором;
  • Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей;
  • Наматывание толстых ниток в клубок;
  • Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины;
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков;
  • Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок;
  • Вышивание;
  • Лепка из пластилина, глины, теста;
  • Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами;
  • Упражнения с ручным резиновым эспандером;
  • Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях;
  • Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем );
  • Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции;
  • Изготовление поделок из природного материала;
  • Различные пальчиковые игры:

 «Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

            «Бусинки – горошинки»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

 «Ловкий Антошка»

Удивляется ладошка:

- До чего смешной Антошка!

      Колпачок надел на пальчик,

Зашагал он, словно мальчик.

А за ним, как мальчики,

Остальные пальчики,

Дружно по столу бегут,

От него не отстают.

- Ловкий мой Антошка, -

Думает ладошка.

 

·         Игры с пальчиками без стихотворного сопровождения:

«Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.

·         «Конструирование из пальчиков»:

Лодочка – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;

Зайчик - локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;

Регулярные игры и упражнения для пальчиков

- стимулируют развитие речевой функции,

- будят детское воображение, фантазию, смекалку,

           - готовят руку ребёнка к предстоящему в школе овладению письмом.

Занимайтесь с ребёнком ежедневно,

не высказывайте недовольство,

если  у него что – то не получается,

отмечайте успехи,

хвалите за достижения

и тогда результаты обязательно вас порадуют.

7 советов логопеда родителя

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. .

Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к отставанию в речи у детей.

Почему дети не говорят

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. 

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях.

Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. 

Как родители могут помочь

Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для улучшение речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже можно использовать разные тренажеры, такие как мячик  "ежик", каучуковый мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды. 

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитиии речи.

1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку. 

2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).

3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик - бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик - мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы из потешки.)

4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака,  С. Михалкова.

5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте. 

6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.

7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону", "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".

 
Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
 

Консультация для родителей "Гипперактивный ребенок. Что делать?"

Гиперактивный ребёнок. Что делать?

Рекомендации родителям по проведению логопедических занятий дома.

Консультация "Учите детей говорить правильно"

Консультация "Игры на формирование лексико-грамматического представления"