Вторник, 18.09.2018, 16:37

 

Учебный план МДОУ д/с №7 "Колосок" 2018-19 учебный год

Учебный план разработан в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программах - образовательным программам дошкольного образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»)

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта дошкольного образования».

  • Письмом  «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации» от 28.02.2014 г. № 08-249

Учебный план  составлен в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, образовательной программой МДОУ д/с №7 «Колосок» разработанной учреждением самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, УМК «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2015 г

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  №7 «Колосок» осуществляет свою образовательную деятельность на основании:

  • Устава, утвержденного приказом

  • Лицензии на осуществление образовательной деятельности

Учебный план является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей  и объем учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.

Основными задачами учебного плана образовательной деятельности являются:

  1. Реализация объема образовательной нагрузки.

  2. Реализация федеральных государственных требований к содержанию и организации образовательного процесса в ДОУ.

  3. Введение компонента ДОУ и обеспечение единства всех компонентов.

Учебный план МДОУ детского сада  № 7 «Колосок»  на 2018 – 2019  учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности с учетом специфики  МДОУ, программно - методического, кадрового обеспечения. Учебный план соответствует Уставу и виду дошкольного учреждения.

Учебный план направлен на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, на  формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном  обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольника.

В учебном плане установлено соотношение между федеральным компонентом и компонентом ДОУ: федеральный компонент - не менее 60%; компонент ДОУ не более 40%.

        Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели, с 10-часовым пребыванием детей в ДОУ

В 2018 - 2019 уч. году в  МДОУ д/с №7 «Колосок» функционирует 6  общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами:

  • Первая младшая группа «Колобок» (2-3 года)

  • Вторая  младшая группа "Зернышко" (3-4 года)

  • Вторая  младшая  "Василек»  (3-4 года ) 

  • Средняя  группа  «Колокольчик»   (4-5 лет) 

  • Старшая группа «Рябинка»     (5-6 лет)

  • Подготовительная к школе  группа   «Солнышко»  (6-7 лет)

Коллектив дошкольного образовательного учреждения реализует Основную Образовательную программу ДОУ

         В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная часть. Инвариантная  часть обеспечивает выполнение обязательной части Общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования).        

Обязательная часть Учебного плана

Обязательная часть Программы в содержательном отношении разработана с учетом ФГОС ДО.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми в возрасте 2-7 лет в соответствии ФГОС. Обязательная часть учебного плана - образовательная деятельность представлена по следующим  основным направлениям работы по областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

  • ребенок в семье и сообществе;

  • самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;

  • приобщение к социокультурным ценностям;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • ознакомление с миром природы.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • развитие речи;

  • художественная литература.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • приобщение к искусству;

  • изобразительная деятельность;

  • конструктивно-модельная деятельность;

  • музыкально-художественная деятельность.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

  • физическая культура.

Подразумевается естественная интеграция и ОО и видов деятельности в нормальном ритме образовательного процесса.

Учебный день делится на 3 блока:

1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:

  • совместную деятельность воспитателя и детей;

  • свободную самостоятельную деятельность детей.

  1. непосредственно образовательная деятельность–организованное обучение

3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:

  • индивидуальную работу;

  • совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с циклограммой совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий ) и кружковая работа.

  • самостоятельную деятельность ребенка.

При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

         ·принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

         ·принцип научной обоснованности и практической применимости;

         ·принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

         ·принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе     реализации которых  формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к  развитию дошкольников;

         ·принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

         ·комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

         ·решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

         ·построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.

 Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими  нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13): 

 Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

 - для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут,

- для детей от 3 до 4  лет – не более 15 минут,

- для детей от 4  до 5 лет – не более 20 минут,

- для детей от 5 до 6  лет – не более 20/25 минут,

- для детей от  6 до 7  лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:

-   в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,

-   в старшей и подготовительной группах  – 45 минут и 1,5 часа соответственно.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.

Форма организации НОД  с 2  до 3 лет (подгрупповые)    с 3 до 7 лет (фронтальные).

 В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.

          Организация жизнедеятельности МДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и расписание НОД соответствуют виду и направлению  МДОУ.

На основании решения педагогического совета № 1 от 28.08.2018 г. в МДОУ  2 раза в год проводится педагогическая  диагностика.  Диагностика  детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Инструментарий для проведения  диагностики  утвержден в Образовательной программе ДОУ.

Педагогическая диагностика включает   в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, эту диагностику проводит медицинская сестра ДОУ.

В проведении педагогической диагностики  принимают участие воспитатели. Основная задача педагогической диагностики служить инструментарием для выстраивания взаимодействия с детьми и индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Педагогическая  диагностика проводится педагогом в ходе наблюдения и  анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе педагогической диагностики  заполняется карта индивидуального развития ребенка и выстраивается  индивидуальная траектория  его развития. Итоги педагогической диагностики  доступны только  воспитателю работающему  на данной группе и доводятся до сведения родителей в индивидуальном порядке .

Речевую диагностику проводит учитель-логопед, на основе программы СОНАТО ДО, с письменного согласия родителей (законных представителей). Предлагаемая программа представляет собой  простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий  формировать речевую карту ребенка, определять степень нарушения  разных сторон  речи ребенка, а также, отслеживать динамику его речевого развития и эффективности педагогического воздействия. Возможности программы позволяют использовать в своей работе предложенные методики, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Образовательная деятельность по Программе логопедической работы по  преодолению общего недоразвития речи у детей осуществляется в условиях логопункта учителем логопедом ( авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Основные формы коррекционно-развивающей работы:

- Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с  детьми 5-7 лет осуществляется по подгруппам и индивидуально в соответствии с возрастом.

Основные направления работы с детьми 5-6лет по программе:

1. Развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка.

2. Развитие произносительной стороны речи.

3. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Основные направления работы с детьми 6 – 7 лет:

1. Совершенствование произносительной стороны речи.

2. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

3. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.

Реализация программных требований осуществляется в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда.

Психологическая диагностика

Согласно ФГОС ДО в детском саду   проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится  педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики и только с письменного согласия родителей (законных представителей)

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей развития личности с целью:

1. выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;

2. определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;

3. раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;

 4. определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Психологическая диагностика индивидуального развития ребенка проводиться по мере необходимости педагогом - психологом и ее результаты используются для квалифицированной коррекции развития детей или для решения задач психологического сопровождения развития ребенка (группы детей) Инструментарий психологической диагностики принят педагогическим советом №1 от 28.08.2014 г. и утвержден в Образовательной программе ДОУ

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:

1. Подготовительный этап:

  • составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

  • составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

  • составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;

  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.

2. Аадаптационный этап:

  • знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.

3.Основной этап:

  • тестирование

4.Индивидуальный этап: 

  • составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5.Заключительный этап:

  • констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.

Обязательно:

1. Обследование детей второй младшей группы (З года) для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

3. Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

4. Диагностика психологической мотивации  к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Реализация программных требований осуществляется в соответствии с рабочей программой педагога-психолога.

 

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня  отводиться не менее 3-4 часов. Самостоятельная деятельность детей организуется посредством создания развивающих центров разной направленности в каждой группе детского сада (п. 3.3.2.ФГОС ДО)

В  летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся  спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.