Пятница, 22.11.2019, 05:11

ЕСЛИ ЗАВТРА В ДЕТСКИЙ САД...

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для его родителей. В МДОУ № 7 «Колосок» дети проходят адаптационный период в ясельной группе (от 2 до 3 лет). Вновь прибывшим детям необходимо приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым они привыкли в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям, и возникает необходимость преодоления этих преград. Все это часто вызывает у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Для того, чтобы прогнозировать течение адаптации и найти надлежащий индивидуальный подход к малышу, как в детском саду, так и в семье, нами были проанализированы следующие аспекты, данные которых заносились в адаптационные карты:

1. Поведение ребенка, связанное с удовлетворением его органических потребностей;

2. Уровень нервно - психического развития;

3. Некоторые черты личности .

Данные о ребенке фиксировались каждый день в первую неделю, затем в 16, 32, 64 и 128 дни. За время нашей работы было установлено, что в первые дни большинство детей имеют отрицательные эмоции, плохое настроение, плохой аппетит, отказываются от сна. Однако, дети с удовольствием идут на контакт с взрослыми, легко увлекаются игрой. Дети, которые имели опыт общения со сверстниками, намного успешнее преодолевали адаптационный период. В первые дни они посещали детский сад с хорошим настроением, но на третий-четвертый день у них преобладали отрицательные эмоции, вследствие потери интереса к новым условиям. Ясельные вновь прибывшие дети, после первой недели часто заболевали ОРЗ (из-за отрицательных эмоций снижался иммунитет). Однако уже на третьей недели адаптации, картина совершенно меняется: ребята приходят в сад с хорошим настроением, но в первые минуты отрицательные эмоции еще часто носят ярко выраженный характер; аппетит, сон нормализуется. Анализ показал, что в раннем возрасте наибольшую роль в период адаптации играет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками.

Немаловажное значение имеет сформированность таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре. Процесс адаптации нельзя пускать на самотек. Его необходимо правильно организовать. В первые 2-3 дня, независимо от эмоционального состояния, ребенка оставляют в группе не более чем на два часа. К концу недели время увеличивается до 4-5 часов. Для того, чтобы иметь возможность уделить как можно больше индивидуального времени новому ребенку, в группу принимается в течение недели не более одного новичка.  Вместе с родителями мы прогнозировали проблемы, которые могут возникнуть с их детьми в период адаптации ребенка в детском саду. Вместе с воспитателями мы подготовили "Советы для родителей детей, поступающих в детский сад", выпустили книгу «Мама не уходи!», где особое внимание просили уделить развитию положительной мотивационной сфере: в детском саду ты найдешь много друзей, научишься рисовать, танцевать и т.д.

Новичок в течение всего адаптационного периода находится под наблюдением воспитателей, врача. Только благодаря такой совместной работе всего коллектива возможно успешное преодоление адаптационного периода.

Ваш малыш подрос, ему исполнилось 2 года. И встал вопрос – отдавать или нет ребенка в детский сад. Предлагаем некоторые рекомендации для родителей по подготовке ребенка к посещению детского сада:

* Прежде всего, родители должны быть полностью уверены в том, что детский сад необходим ребенку и именно сейчас. Эта уверенность поможет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям.

* В своих рассказах о детском садике родители должны придерживаться только положительных, эмоциональных отзывов. Например: детский сад - это красивый домик, куда родители приводят своих детишек. Дети здесь растут здоровыми и веселыми. Здесь с ними проводят интересные занятия, веселые праздники, досуги. В детском саду много игрушек, у тебя появится много новых друзей. Многие папы и мамы хотели бы отправить своего ребенка в детский сад, но не у всех есть такая возможность. А тебе повезло - скоро ты будешь ходить в этот красивый детский сад.

* В своих разговорах с близкими и знакомыми не забывайте повторять: как вы гордитесь, что ваш ребенок скоро будет посещать детский сад. (В присутствии ребенка).

* Расскажите ребенку о режиме дня детского сада. Чем подробнее и чаще вы будете это делать, тем увереннее и спокойнее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в детский сад.

·*Заранее приобретите несколько интересных книг и недорогих игрушек, которые ваш ребенок возьмет с собой в детский сад для других детей. Так ему будет легче заинтересовать детей и приобрести новых друзей. Настройте ребенка, что эти вещи останутся в детском саду, и будут ждать его каждый день.

* Заранее научите своего ребенка знакомиться с другими детьми на площадке, в парке и т.п. Очень хорошо, если он умеет просить игрушку, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью к другим людям в вашем присутствии.

* Вашему ребенку будет намного проще привыкнуть к детскому саду, если он будет видеть, что у вас хорошие отношения с воспитателями и родителями других воспитанников.

* Каждый день интересуйтесь у воспитателей ДОУ о поведении вашего ребенка. Если что-то вас тревожит - не стесняйтесь прояснить ситуацию. Делайте это в мягкой форме и никогда в присутствии ребенка.

* Не экономьте похвальные слова в адрес своего ребенка: Ты молодец, ты храбрый, я горжусь тобой. У тебя все получится. Чаще обнимайте ребенка.

* Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу. Хорошей профилактикой детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без лишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

Примерный режим дня теплый период

Виды деятельности

 

В образовательном учреждении

Время

Приём детей. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность на воздухе

07.30-08.00

Утренняя гимнастика на воздухе

08.05-08.10

Культурно-гигиенические процедуры

08.10-08.20

Подготовка к завтраку. Завтрак

08.20-08.40

Культурно-гигиенические процедуры. Игры

08.40-09.00.

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. Тематические дни Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.

09.00 – 11.30

Подготовка ко 2 завтраку 2 завтрак

10.00-10.10

Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду Обед.

11.30-12.10

Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну

12.10-12.25

Дневной сон

12.25-15.00

Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры

15.00-15.15

Полдник

15.15-15.35

Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д. подготовка к прогулке

15.35-15.55

Прогулка 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры. Постепенный уход домой.

15.55-17.30

Режим дома: прогулка, ужин, спокойные игры, культурно-гигиенические процедуры.

Ночной сон

17.30-20.40

 

20.40-06.30

Примерный режим дня (холодный период)

Виды деятельности

Первая младшая группа

 

Время

Длительность

 

В образовательном учреждении

 

 

 

Приём детей. Осмотр. Игры. Труд. Творчество детей. Слушание художественной литературы. Индивидуальная работа с детьми. Общение. Самостоятельная деятельность

07.30-08.00

30

 

Самообслуживание. Дежурство (вводится со средней группы – вторая половина учебного года)

-

 

 

Утренняя гимнастика

08.05-08.10

5

 

Культурно-гигиенические процедуры

08.10-08.20

5

 

Подготовка к завтраку. Завтрак

08.20-08.40

20

 

Культурно-гигиенические процедуры. Игры

08.40-08.50.

 

 

НОД

Непосредственно образовательная деятельность

08.50-09.00

09.10-09.20

10

 

10

 

 

 

Перерывы между НОД

 

10

 

Совместная деятельность. Слушание, беседы, игры

09.20-  9.40

20

 

Подготовка к 2 завтраку. Второй завтрак

9.40 - 09.50

10

 

Подготовка к прогулке. Прогулка 1. Подвижные игры. Элементарный бытовой труд. Наблюдения. Физкультурно-развлекательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми по отработке основных движений. Ролевые игры и т.д.

09.50 - 11.45

115

 

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.20 - 11.45

25

 

Обед.

11.45 - 12.20

35

 

Культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры. Подготовка ко сну

12.20-12.40

20

 

Дневной сон

12.40-15.00

140

 

Постепенный подъём. Культурно-гигиенические воздушно-водные процедуры

15.00-15.15

15

 

Полдник

15.15-15.35

20

 

Непосредственно образовательная деятельность

-

 

 

Самостоятельная деятельность, игры, досуги, общение по интересам, театрализация, индивидуальная работа и т.д.

15.15 - 15.55

40

 

Прогулка 2. Командные игры-эстафеты. Подвижные игры. Развлечения на улице. Индивидуальная работа с детьми по основным движениям. Самостоятельные игры. Постепенный уход домой.

15.55 - 17.30

95

 

Требования к внешнему виду и одежде детей:
Что свидетельствует об ухоженности ребенка?:
- Опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
- Умытое лицо;
- Чистые нос, руки, подстриженные ногти;
- Подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
- Отсутствие налета на зубах;
- Чистое нижнее белье;
- Наличие достаточного количества носовых платков;
 
Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:
Не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам - трусики, шорты, колготки, девочкам - трусики, колготки;
Не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама);
Два пакета для хранения чистого и использованного белья;
Промаркировать белье, одежду и прочие вещи.
Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движения. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно использование комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусы, пуговицы и т.п.), таблетки.
 
В соответствии с условиями Родительского договора родители обязаны:
Посещать общие и групповые собрания;
Участвовать в педагогической и хозяйственной жизни ДОУ;
Внимательно относиться к поручениям воспитателей ДОУ.
 
О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам:
Ребенок к двум годам должен уметь:
Есть аккуратно, не обливаясь;
При умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
Самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться.
Знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
Пользоваться носовым платком (при напоминании);
Контролировать физиологические потребности;
В два года и шесть месяцев:
Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
В три года:
Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
Складывать свою одежду перед сном;
Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
Знать назначение многих предметов и их месторасположение;
Выполнять поручения из 2-3 –х действий (отнеси, поставь, принеси);
Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
Замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
Регулировать свои физиологические потребности;
Вытирать обувь при входе в квартиру, детский сад;
Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
Говорить слова приветствия, благодарности.