Пятница, 22.11.2019, 06:10

 

Артикуляционная гимнастика


 

Уважаемые родители! Сегодня мне хотелось с вами поговорить о том, что такое артикуляционная гимнастика и для чего её нужно выполнять. Каждому из вас хотелось бы чтобы ваш ребёнок к 5 годам овладел правильным произношением. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, залог успешного обучения ребёнка в школе. Недостатки произношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Что же такое гимнастика для органов речи, органов артикуляции – артикуляционная гимнастика?

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, подъязычной связки.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков


 

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:


 

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • Научить удерживать определённую артикуляционную позу;
  • Увеличить амплитуду движений;
  • Уменьшить спастичность ( напряженность) артикуляционных органов;
  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами смогут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед, их мышцы будут уже подготовлены.
  • Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков, поможет научиться говорить правильно, четко и красиво.


 

Выполнение артикуляционных упражнений


 

«Заборчик»- улыбнуться так, чтобы были видны оба ряда зубов.

«Трубочка»- сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять», вернуться в исходное положение.

«Лопатка»- широкий плоский язык положить на нижнюю губу. Губы

 улыбаются.  Удерживать без движений.

«Часики»- губы улыбаются, кончик узкого языка попеременно дотрагивается до уголков рта.

«Маляр»- открыть широко рот, улыбнуться, широким языком поглаживать нёбо вперёд-назад.

«Вкусное варенье»- слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делать движения  из стороны в сторону.

«Лошадка»- улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко

 и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна,  «прыгал» только язык.

«Окошко»- голову держать прямо, открывать рот как можно шире,

 удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот.

«Индюк»- улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком  по верхней губе вперед-назад,  произнося: бл-бл-бл


 

Методические рекомендации к проведению упражнений


 

  • Артикуляционную гимнастику проводить ежедневно по 5 – 7 минут.
  • Артикуляционную гимнастику выполнять сидя перед зеркалом.
  • Ребёнок должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Контролируйте через зеркало положение губ, языка у ребёнка.
  • Каждое упражнение повторять 5-7 раз.
  • Движения проводить неторопливо, ритмично, чётко.
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.


 

Занимайтесь с ребёнком ежедневно,

не высказывайте недовольство,

если что – то не получается,

отмечайте его успехи,

хвалите за достижения

и тогда результаты обязательно вас порадуют